Психологические особенности ребёнка 5-6 лет

«Пятилетний ребёнок, – какой он?» (психологически особенности ребёнка 5-6 лет)

 

Зачем нам это? Вашему малышу уже 5? Или только будет? В таком случае вам небезынтересно будет ознакомиться  психологическими особенностями, характерными для этого возраста. Хотя кто-то может и возразить: «Зачем нам это знать?! Когда появятся у ребёнка те или иные  изменения – вот тогда и узнаем».  Однако, если мы знаем что что-то в ребёнке будет меняться, мы можем быть лучше к этим изменениям готовы (как мы убирали повыше всё ценное и опасное, когда малыш только начал и ходить изучал содержимое шкафов и низких полок).  С другой стороны, если мы знаем про какие-то характерные для этого возраста изменения, мы можем оценить, насколько гармонично развивается ребёнок. Мы можем отслеживать: вот то-то и то-то должно появиться и оно появилось. Хорошо. Или должно бы  уже появиться, но этого не заметно. Что делать тогда? Во-первых, заняться более пристальным наблюдением. Чтобы не упустить первые признаки возрастных изменений. А во-вторых, конечно, подталкивать малыша в нужную сторону, направлять его интересы в правильное русло.

Познавательная активность. В этом возрасте ребёнок продолжает активно познавать окружающий мир. И это выражается в том, что он продолжает засыпать родителей всевозможными вопросами. Эти бесконечные «почему?», «как?», «где?», «зачем?», «а что?». Не оставляйте их без внимания! Конечно, порой это бывает взрослому скучно и утомительно, но постарайтесь уделить хотя бы минимум времени, хотя бы по минуте на каждый вопрос, не оставляйте его молча без ответа, не отмахивайтесь.  Внимание, потраченное на ребёнка сейчас, вернутся вам его вниманием в будущем. Но при этом надо помнить, что вопросы вопросам рознь. Обратите внимание, какие вопросы вы чаще всего слышите от ребёнка? Какие они не по содержанию, а по форме? С какого вопросительного слова они начинаются? Особое внимание нам нужно обратить на вопросы «почему». Конечно, они самые сложные (ответить на них бывает очень не просто), но именно их наличие у ребёнка говорит нам о его интересе к познанию, к получению информации, о его любопытстве.  Количество таких вопросов – это своеобразный индекс уровня интеллектуального развития малыша, показатель его познавательной активности. Поощряйте именно почему-вопросы. Провоцируйте ребёнка на них. Попробуйте сами задать ребёнку такой вопрос или подвести к нему: «А тебе не интересно, почему?». Так постепенно он и сам начнёт интересоваться причинами явлений, а не только их внешними проявлениями.  Кроме этого, после того, как ребёнок начнёт задаваться этим вопросом, для него постепенно станет важнее самому найти ответ, догадаться, выдвинуть гипотезу.

Общение со взрослыми. Некоторые изменение в этом возрасте претерпевает и то, как ребёнок строит соё общение с другими людьми. Со временем, общаясь со взрослым (родителем или воспитателем), ребёнок начнёт переходить от обсуждения конкретной ситуации (то, что находится вокруг, то что видно) – к более теоретическим, общим вопросам. Этому способствует развитие мышления в этом возрасте. Именно благодаря ему ребёнок становится способен понимать связи между предметами, которые невозможно непосредственно увидеть. Взрослый теперь и воспринимается несколько иначе. Он  теперь не только источник знаний (такой справочник ответов на  все случаи жизни), но и образец социальный отношений, носитель социальных норм. Не удивляйтесь, если дети начнут вам задавать вопросы об отношениях и моральных нормах. Это нормально. Ваш малыш становится готов к восприятию таких сложных и важных понятий. Здесь очень важно правильно это преподнести, не отбить интереса, а объяснить и дать первое представление о тех общечеловеческих ценностях, которые господствуют в нашем обществе и имеют личную ценность для вас. Вспомните «Крохе сын к отцу пришёл». Вот этот как раз тот этап, который начинается у вас. Так же ребёнок в этом возрасте может начать задавать вопросы о смерти. Этого не надо бояться. В этом возрасте подобное нормально. К этому надо подготовиться, не стушеваться, не ударить в глаз лицом и спокойно достойно ответить. Тут лучше ответить, чем отмолчаться, потому что отсутствие информации на эту тему может породить у ребёнка бурные и страшные фантазии.      

Самооценка. В плане оценки себя и окружающего ребёнок все ещё очень зависим от родителей. Ему необходима ваша оценка, знание о том, как вы расцениваете ту или иную ситуацию. Но если раньше ребёнок просто копировал, повторял вашу точку зрения, то теперь  у него начинает появляться своя. Своё мнение ребёнок сопоставляет со мнением взрослого. И это формирует его представление о себе, которое не так то легко исправить и которое будет сказываться в дальнейшем на всей его деятельности. 

Агрессия. И ещё одна рекомендация по поводу агрессии и того, как занять свободное время нашего дошкольника. До школы и подготовительных занятий ещё достаточно далеко (хотя, некоторые уже и начали ходить на них), а склонности и интересы у детей уже появляются. Тут встаёт вопрос различных кружков и секций. И если речь идёт о мальчике, да у него к тому же ещё что-то там неладно с агрессией, выбор родителей чаще всего один – спортивная борьба. Им кажется, что на тренировках у ребёнка будет возможность выплеснуть накопившуюся агрессию, после чего он станет спокойнее. Хочу уверить вас, что это не совсем так. Дело в том, что систематические занятия борьбой не только не снижают агрессию ребёнка, а напротив, увеличивают её. Чем чаще он «выплёскивает» агрессию, тем скорее и чаще у него будет появляться необходимость сделать это снова. А тем более, если у ребёнка есть склонность к агрессии, а тут ему ещё дали навык её проявлять  (обучили рукопашным приёмам, например) – ребёнок в таком случае становится достаточно опасным для других детей. Он хочет сделать больно и ещё знает, как это делать. Зачем же мы отдаём детей в секции вроде самообороны или рукопашного боя? Ответ очевиден. Чтобы он мог защитить себя «если что».  Так давайте лучше научим наших детей вести себя так, чтобы подобные экстренные ситуации не возникали, а если уж неприятность неизбежна – научиться договариваться, научиться разбираться словом, а не кулаками. Давайте противопоставим боевым искусствам искусство ораторское!      

 

 

педагог-психолог

ГОУ детский сад комбинированного вида № 787

Егорова Мария Владимировна

 

.     

Северное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы
счетчик посещений